Cемь чудес Мозырщины

Главная...

Памятник митрополиту Киевскому и всея Руси Макарию


Скрыгалов — деревня (до 1924 г. местечко), в 33 км на северо-запад от Мозыря, 12 км от железнодорожной станции Птичь, па шоссе Мозырь — Петриков, правом берегу Припяти.
Скрыгалов относится к числу наиболее древних поселений Мозырского района, возможно он ровесник Мозыря (1155 г.), или старше его. Имеется несколько упоминаний в исторических документах о деревне (местечке) Скрыгалове (в 1240, 1387, 1435 г.).
Немые свидетельства древности в окрестностях деревни — курганы, городища, развалины укреплений, валы и рвы, свидетельствуют, что поселение значительно старше вышеуказанных дат. По преданиям, здесь был монастырь, укрепленный каменными степами, но когда и кем он был построен, затем упразднен — исторических подтверждений нет.
Но достоверно известно, что Скрыгалов находился на перекрестке оживленных торговых и военных путей в Пинск, Слуцк, Минск, Мозырь, Овруч, Туров и в X — XIII ст.ст. не раз был театром важнейших событий. Не раз окрестности Мозыря и Скрыгалова подверглись разорению крымскими татарами.
В один из первых набегов, 1 мая 1497г., возле Скрыгалова,. па берегу Припяти, был убит митрополит Киевский и Всея Руси Макарий, ехавший из Вильно (временной столицы Русской православной церкви) в Киев.



Одно из красивейших мест Мозырщины.

Часовня в деревне Скрыгалов.

МАКАРИЙ (ск. 1.05.1497), митрополит Киевский, священномученик. Родился в знатной русско-литовской семье, в молодости постригся в Виленском Свято-Духовом монастыре. Впервые на арену истории этот человек выходит уже в сане архимандрита Виленского Свято-Троицкого монастыря—главного монастыря в государстве. После смерти митрополита Иона, в 1494г., собором православных епископов ВКЛ архимандрит Макарий был возведен в сан митрополита Киевского и всея Руси.
С момента основания отдельной митрополии для ВКЛ резиденция митрополитов Литовских и Русских находилась в Новогрудке под защитой неприступных стен замка. Но престол должен был находиться в Киеве, и потому митрополит Макарий стремился именно туда, хотя крымские татары в очередной раз штурмом взяли и разрушили «мать городов русских».
Митрополит Макарий долгое время не мог вырваться в Киев, но, уладив самые неотложные дела, назначил свое путешествие в Киев на весну 1497 года. Но зимой неожиданно с юга в пределы ВКЛ вторглись несметные полчища татар, грабя и уничтожая все на своем пути. Вскоре, первые татарские отряды появились у стен Мозыря и других городов на юге Беларуси. Паника и ужас охватили всех. Великий князь Александр и правительство абсолютно растерялись и укрылись за стенами мощных замков на северо-западе Беларуси. Вся надежда была на южные замки, которые в своей массе были небольшими и деревянными. В первую очередь, это был Мозырский замок. Быстрое падение Мозыря открывало татарам путь в пределы Литвы-Беларуси.
Несмотря на все предостережения и предсказание, что это путешествие будет для него последним, владыка отправляется в путь по охваченному войной югу Беларуси, говоря: «Я хочу исполнить мой святой долг, как архипастырь. Да будет на мне воля Божия». Народ был покинут армией и правительством. И главной целью служения святителя было поднять дух и волю к борьбе и продемонстрировать, что простой народ не покинут—его духовный отец рядом. Этой борьбе митрополит своим присутствием придавал характер священной войны.
Плывя со своими спутниками по Припяти, святитель остановился в селе Скриголов (Скрыгалов) для совершения Божественной литургии. Во время богослужения стало известно, что из-под стен осажденного Мозырского замка на перехват митрополита отправлен отряд татарской конницы. Предложение жителей спасаться владыка отверг, отвечая им и своим спутникам: «Спасайтесь, детки, а мне нельзя. Я отдаю себя воле Божьей», и продолжил совершать литургию. Вскоре татары ворвались в местечко. После непродолжительной, но яростной схватки малочисленные спутники митрополита были убиты. Ворвавшись в храм, татары схватили святителя и, выведя его на берег реки, предложили сделку. Как повествуют народные предания и жития других святых, смысл сделки был в следующем: митрополит приказывает сдаться защитникам Мозырского замка, и татары сохраняют ему жизнь. Другие источники говорят о иных условиях, но смысл их один и тот же—ради спасения собственной жизни святитель Макарий должен был предать людей, которых его присутствие воодушевляло и вселяло веру и надежду, которые видел в нем посланника Божия, духовного защитника в трудную минуту. Не задумываясь ни на секунду, митрополит отверг предложение врагов Отечества и с истинным смирением и надеждой на Вседержителя принял мученическую смерть от рук неверных, не изменив своему пастырскому долгу.

Дадим слово летописцу-современнику, лично знавшему человека, о котором пойдет речь: «1497 года, мая 1 дня, на шестой неделе после Великаго Дня (Пасхи), в понедельник, безбожные перекопские татары убили Преосвященнаго Макария в селе Скриголов, за пять миль от Мозыря, на реке Бчичь... Он отправился в Киев, желая помочь Софии, церкви Божией, разоренной прежде того теми же нечестивцами... Душа святителя, по разлучении с телом, перенесена ангелами в горний Иерусалим на лоно Авраамово, а обезглавленныя мощи праведника, прославленныя нетлением, взяты были благочестивыми жителями Скриголова и перенесены в Киев, в храм Софии».

Тело Макария было привезено в Киев и положено в соборном храме Святой Софии. С тех пор в нем часто слышалось таинственное пение незримого хора, а перед гробницей святого находили горящие свечи, зажженные неведомой рукой. В XVII в., после исцелений (в 1625 и 1634 годах), совершившихся по предстательству священномученика, митр. Макарий был причислен к лику святых.
Память сщмч. Макарию отмечается 1/14 мая.

В 1897 году на месте гибели митрополита Макария в присутствии священника З.Завитневича, профессора Киевской духовной академии, памятник поставили с иконой, а в Скрыгалове в его честь построили часовню.


Вернуться на главную...


Сайт подготовлен учителем информатики Сергиевич И.П. СШ №5 г.Мозыря

Hosted by uCoz